Как часто вам встречались высказывания в стиле «не надо начинать переход в подростковом возрасте, а то вдруг что»? Полагаю, что достаточно часто.

А вот результаты канадского исследования, опубликованные в 2020 году, свидетельствуют, что более раннее начало гендерно-аффирмативных процедур способствует лучшему ментальному здоровью.

В исследование были включены 300 гендерно-неконформных подростков («группа 1» из 116 подростков младше 15 лет и «группа 2» из 184 подростков в возрасте от 15 до 18 лет), которые обратились в клинику для начала медицинского трансперехода.
Средний возраст осознания своей гендерной инконгруэнтности различался в этих двух возрастных группах (5—8 лет в первой группе и 9 лет во второй), каминг-аут и начало социального перехода происходили в первой группе также раньше (в 12 лет vs в 15 лет соответственно).

При обследовании были выявлены следующие тенденции:
— у подростков, позже обратившихся в клинику, и тех, чьё тело в пубертате в большей степени изменилось в соответствии с полом приписанным при рождении, частота депрессивно-тревожных расстройств и потребности в медикаментозном лечении этих расстройств была выше;
— подростки с приписанным при рождении женским полом чаще сталкивались с селф-хармом и суицидальным поведением.

В общем и целом, такие результаты вполне логичны: когда у молодых людей с гендерной дисфорией начинают развиваться изменения тела, которые не соответствуют их самоидентификации, это не может не сказываться негативно на их психологическом благополучии.

У меня есть к данному исследованию ряд вопросов: хотелось бы, чтобы было проведено сравнение между людьми с примерно одним возрастом осознания своей гендерной идентичности, но начавшими медицинский переход в разном возрасте. В противном случае результаты выглядят как будто несколько виктимблейминговыми: «ну, вот, вы сами виноваты, что осознали себя позже».
Однако, очевидно, что в более позднем осознании себя виноваты не подростки, а внешние социальные факторы: недостаточно широкая репрезентация гендерной вариативности, например. Так, те же авторы провели анкетирование в тех же группах участников и выявили связь между более поздним возрастом самоидентификации и тем, насколько в семье этих подростков была доступна и обсуждалась информация о множестве гендерных идентичностей.


Текст подготовила Ева-Лилит Цветкова, врач-эндокринолог, специалистка по медицинской информации и научной коммуникации, ведущая канала Эндоновости.
Telegram — https://t.me/Endonews

Comments are closed

Архивы